Коррекция и развитие познавательной, эмоциональной сферы, произвольной регуляции поведения 5-12

Администрация муниципального района «Мещовский район» Калужской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования
«Мещовский центр диагностики и консультирования»

Лу л'А a nF УЧРГЯгл
\
гл г* -р i Щи;

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
02.09.2024 г. протокол № 1.

УТВЕРЖДАЮ:
и. о. директора МКОУ ДО «МЦДК»

Корягина Г. С.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
психологической направленности

«Коррекция и развитие познавательной, эмоциональной сферы,

произвольной регуляции поведения».

Возраст детей: 5-12 лет
Количество занятий: 72
Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель:
педагог-психолог
Разина Наталья Анатольевна

г. Мещовск 2024г.

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.
Председатель педагогического совета
«02» сентября 2024г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025

Корягина Г. С.
ФИО

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка
Программа «Развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы»
(далее Программа) является дополнительной общеобразовательной программой
коррекционно - развивающей направленности.
Нормативно - правовую базу программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации» № 273 - ФЗ; Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
года № 28;
- Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи
обучающимся и детям раннего возраста в Калужской области на период до 2030
года.
Устав;
Лицензия на право образовательной деятельности от 18.12.2015 г. № 429.
В основе разработки форм и методов психологической помощи (направлений
коррекционной работы) лежит адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования.
Годовой календарный учебный график в полном объёме учитывает
индивидуальные, возрастные, психофизические особенности обучающихся и
отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Программа реализовывается в рамках взаимодействия (договора) с
дошкольной образовательной организацией.
Актуальность программы «Развитие познавательной и эмоционально-волевой
сферы» обусловлена процессами цифровизации. Цифровые устройства изменяют
формы взаимодействия с миром, дополняют жизнь ребёнка, создают новую
ситуацию развития, предоставляя как новые возможности, так и новые риски.
Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста включает в себя знание базовых эмоциональных состояний
человека, умение их распознавать, показывать, используя вербальные и
невербальные средства общения, эмоциональную отзывчивость, умение управлять
своими эмоциональными состояниями в различных ситуациях.
В последние годы все чаще говорится о трудностях обучения в школе. У детей
наблюдается раздражительность, агрессивность, озлобленность, нарушения
коммуникации, возбудимость, школьная неуспеваемость, дезадаптация, что говорит
о нарушениях в развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Предлагаемая
программа
является
программой
дополнительного

образования. По типу программа является развивающей и направлена на развитие
компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.
Отличительные особенности
Программа предусматривает комплексный подход и состоит из нескольких
блоков индивидуальных и возможных групповых (если не имеется индивидуальных
особенностей развития, требующих специального подхода к ребёнку), с учётом
возрастных особенностей детей. При этом занятия с психологом обязательно
сочетаются с ежедневной самостоятельной работой родителей с ребенком (лиц их
заменяющих) дома. Занятия построены на базе развивающих программ и в рамках
нейропсихологического подхода, с учётом подходов авторов, чьи разработки
направлены на эмоционально-волевое личностное развитие: Т.В. Ахутина, Н.М.
Пылаева (учебные пособия - школа внимания, школа умножения, скоро в школу),
Э.Г. Симерницкая (Лурия-90), А.А. Цыганок (развитие пространственных
представлений
у детей),
А.В.
Семенович (методика
«замещающего
онтогенеза»),Н.Я.
Семаго, М.М.
Семаго
(программа формирования
пространственных представлений), Т. Г. Горячева, А. С. Султанова (методика
«сенсомоторной
коррекции),
И.А.
Рахновская,
О.В.
Казанцева
(психокоррекционные программы эмоционально-личностного развития) и др.
Программа адресована детям в возрасте от 5 до 16 лет.
Объём программы - 72 часа, срок реализации 1 год. Форма обучения - очная.
Уровень программы - стартовый.
Организационная форма обучения - индивидуально-групповая.
Режим занятия 2 раза в неделю. От результатов предварительной диагностики,
набор предлагаемых ребенку заданий может варьироваться, дополняться или
сокращаться.
Программа психологических занятий структурирована по блокам.
Содержательное наполнение блоков зависит от возраста, нуждающихся в занятиях
детей.
1.2. Структура коррекционно-развивающего занятия программы:
1. Вводный этап занятия включает приветствие, установление контакта.
2. Основной этап занятия включает развивающие игры и упражнения,
выполнение творческих работ и др.
3. Заключительный этап занятия включает релаксационные упражнения,
прощание.
1.3. Цель программы:
- оказание помощи детям с целью их успешной адаптации в социуме,
своевременного приобщения к навыкам управления своим поведением, эмоциями,
речью, способствующими успешному обучению в школе;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через выявление
«зоны ближайшего развития» в продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым
в процессе коррекционно-развивающего обучения;
1.4. Задачи программы:

- формировать представления о чувственно-эмоциональном мире человека;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и
окружающих;
- активировать интерес к окружающему миру;
- улучшить свойства внимания (объем, сосредоточенность, концентрацию,
распределение, переключение);
- корректировать, развить
познавательные процессы и процессы
саморегуляции;
- сформировать положительный эмоциональный фон для преодоления
негативных реакций.
1.5.
Ожидаемые результаты:
- сформированность
способности к сотрудничеству с родителями,
педагогами, сверстниками:
пользование навыками саморегуляции:
умение создавать положительный эмоциональный фон настроения;
умение находить компромиссное решение конфликтных ситуаций.
1.6. Объем и структура занятий: цикл включает в себя 72 занятия
продолжительностью для дошкольников не более 15 минут, для младших
школьников, подростков -не более 25-40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия проводится по принципу добровольности и на основе Договора с
родителями (лицами, их заменяющими). Занятия могут проводиться как в
индивидуальной форме, так и групповой.
Структура занятий: приветствие, психологический настрой на занятия, серия
упражнений, заданий, игр, домашнее задание, рефлексия.
1.8.
Методы, приемы и этапы работы:
Игровая терапия и арт-терапия; музыкотерапия (с использованием
специальной релаксационной музыки); когнитивно-поведенческая терапия; ролевая
терапия; терапия, ориентированная на формирование адекватной самооценки,
психогимнастика, методы релаксации.
Этапы работы
- первичная диагностика;
- психокоррекционный этап;
- этап закрепления полученных знаний и навыков; анализ эффективности
работы: контрольное тестирование (исследование динамики состояния ребенка).
Используемые методы
— наблюдение, тестирование, беседа (с детьми, их родителями, учителями).
Во время реализации программы проводится психодиагностический
мониторинг. Это методы, которые направленны на выявление эмоциональных,
поведенческих изменений, адаптационных возможностей и личностных свойств.
Диагностика в полном объеме проводится до начала занятий по программе и в конце
обучения по программе.
Занятия проводятся социальными педагогами и педагогами-психологами.

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Ученый план
№ п/п
В том числе
Фома контроля
Раздел,
Количество
часов
тема
(наблюдение,
анкетирование,
теоретических Практических
диагностическое
обследование,
рефлексия,
беседа и т.д.)
I
2
1
1
Знакомство
тестирование
II
2
1
1
Диагностика
Проективные
методики,
анкетирование
III
Коррекция и
60
16
44
наблюдение,
рефлексия,
развитие
беседа
Консультации
4
2
2
IV
анкетирование
4
2
2
V
Подведение
тестирование
итогов
72
22
50
итого
(всего занятий)

№
бло
ка

2.2. Учебно-тематический план программы
Наименование раздела
Количество В том числе
часов в
(блока), темы.
каждом
блоке
теорети практи
(теме)
ческих
ческих

I

1. Знакомство
Расскажи о себе

2

1

1

II

2Диагностика

2

1

1

III.

Коррекция и развитие
1.«Осень». Развиваем
умение сравнивать и
находить различия
Удивительные моменты

Форма
контроля
(наблюдение,
анкетирован
не,
диагностичес
кое
обследовани
е, рефлексия
беседа и т.д.)
Диагностиче
ское
обследовани
е

2

2

Рефлексия,
беседа

2

2

Наблюдение

2. «Цепочка слов»
Цель: Развитие
разговорной речи,
обогащение словарного
запаса.
3. «Я живу. Кто я?»
формирование позитивного
отношения к собственному
образу «Я»
4. «Мир эмоций и я в этом
мире», развитие
познавательной и
эмоционально-волевой
сферы
5.Как управлять эмоциями?
осознание своих эмоций,
обогащение адекватными
способами выражения
своего настроения.
6.Эмоции и чувства.
Актуализация опыта и
знаний из области
эмоциональной сферы,
проявление проблемы.
7. Эмоциональный
интеллект.
Мотивировать детей на
развитие своего
эмоционального
интеллекта.

4

2

2

Рефлексия

4

2

2

Наблюдение

4

2

2

Беседа

2

2

Наблюдение

2

2

Наблюдение,
рефлексия

4

2

2

Наблюдение

8.Воображение и «Я»
Подбор способов развития
воображения с учетом
индивидуальных
особенностей личности
ребенка.

4

2

2

Наблюдение,
рефлексия

9.Формирование умения
концентрировать внимание
на самом себе, на
собственных ощущениях

2

2

10.Развиваем внимание.
Развитие умения слушать
инструкции при
выполнении заданий
11.Развиваем быстроту
мышления
развитие умения
концентрировать волевые
усилия
при решении
интеллектуальных задач;
развитие находчивости,
быстроты реакции.

2

2

Рефлексия

2

2

Наблюдение

12.Развиваем умение делать
выводы, делать
умозаключения и обобщать
Развитие мыслительных
операций
13.Развиваем умение
сравнивать и находить
различия
Развитие мыслительных
операций: анализ, синтез,
сравнение.
14. Развиваем осязание
(тактильное восприятие)
Способствовать
восприятию тактильных
раздражителей.
15. Развиваем ощущение и
восприятие
Развитие ощущения и
восприятия посредством
осознания различных
действий пальцами рук.
16. Развиваем зрительно­
моторную координацию
развитие координации рук,
силы пальцев.
17.Развиваем быстроту
мышления

2

2

Беседа

2

2

4

2

2

Рефлексия

2

2

Наблюдение

2

2

Беседа

2

2

Рефлексия

2

2

Наблюдение

2
4

2

2
2

Наблюдение
Наблюдение

4

2

2

Диагностика
Наблюдение,
рефлексия

IV.

18. зеркальное отражение,
числовые, буквенные ряды.
19. логические игры
20. Развиваем умение
делать выводы, делать
умозаключения и обобщать
21. Итоговые занятия «Мои
перспективы».
подведение итогов,
проверка степени усвоения
теоретической информации
Консультации

4

2

2

Беседа

V.

Подведение итогов

4

2

2

Беседа,
Наблюдение,
рефлексия

Итого

72

22

50

2.3. Условия реализации программы
Программу может реализовать: педагог - психолог, учитель - логопед,
социальные педагоги и др). Уровень квалификации работников для каждой
занимаемой
должности
должен
соответствовать
квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
- психолого - педагогические условия (коррекционная направленность
учебно - воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка;
соблюдение комфортно психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
доступности);
- здоровье-сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах
ребенка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции и
развития.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.
Направления работы (разделы, блоки)
Программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее
основное
содержание:
знакомство
(диагностическое),
развивающее,
консультативное (информационно-просветительское), подведение итогов.
Ожидаемые результаты реализации программы
- сформированность способности к сотрудничеству с родителями, педагогами,
сверстниками:
пользование навыками саморегуляции:
умение создавать положительный эмоциональный фон настроения;
умение находить компромиссное решение конфликтных ситуаций.
Материально-техническое обеспечение программы
Коррекция эмоциональной сферы:
наборы для навинчивания;
набор для подбора по признаку и соединения элементов;
мозаика с шариками для перемещения их пальчиками;
наборы ламинированных панелей для развития моторики;
магнитные лабиринты с шариками; конструкция с шариками и рычагом;
наборы с шершавыми изображениями;
тренажеры с желобом для удержания шарика в движении;
- конструктор для создания персонажей с различными эмоциями, игры на
изучение эмоций и мимики, мячики и кубик с изображениями эмоций;
стол с песком.
Развитие познавательной деятельности:
пирамидки с элементами различных форм;
доски с вкладышами и наборы с тактильными элементами;
составные картинки, тематические кубики и пазлы;
наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки;
мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров;
наборы геометрических фигур плоскостных
и объемных;
- наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного
вида;
предметные и сюжетные тематические картинки;
демонстрационные плакаты по различным тематикам;
игры- головоломки.
Формирование высших психических функций:
бусы с элементами разных форм, цветов и размеров
с образцами сборки;
набор составных картинок с различными признаками для сборки;
наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки;
домино картиночное, логическое, тактильное; лото;

- игра на изучение чувств; логические игры с прозрачными карточками и
возможностью самопроверки; логические пазлы;
- наборы карт с заданиями различной сложности на определение
«одинакового», «лишнего» и «недостающего»;
- планшет с передвижными
фишками и тематическими наборами рабочих
карточек с возможностью самопроверки;
перчаточные куклы с подвижным ртом;
трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков.
Развитие коммуникативной деятельности:
фигурки людей,
игра «Рыбалка» с крупно-габаритными элементами для совместных игр;
домино различное.
2.4. Формы аттестации
Текущий контроль успеваемости по программе заключается в соответствии
целей занятия и подведении итогов каждого занятия. Отметки на занятиях не
выставляются.
Контроль освоения программы предусмотрен в форме диагностики,
цель которой в выявлении уровня актуального развития ребенка, практических
умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы.
2.5. Оценочные материалы
Диагностические методики
№

1.

2.

3.

4.

Название методики

Основная
направленность
методики /теста

10 слов

Исследования объема и
скорости
слухоречевого
запоминания

Исследование
зрительной памяти

Простые аналогии

Исключение
понятий и
предметов

Выявление
особенностей
зрительного
восприятия

Невербальное и
вербальное логическое
мышление
Невербальное и
вербальное логическое
мышление

Авторы
методики

Лурия А.Г.

Литературный источник

Диагностический
комплект

Семаго

Семаго М.М.

Диагностический
комплект

Семаго

Семаго М.М.

Диагностический
комплект.

Семаго

Семаго М.М.

Диагностический
комплект.

Семаго

5.

Чего недостает

Исследование
внимания

Векслер

Практический материал
для проведения п-п
обследования детей.
С.Д. Забрамная, О.В.
Боровик.

6.

Дорисуй

Исследование
восприятия

Головина Т.Н.

Практический материал
для проведения п-п
обследования детей.
С.Д. Забрамная, О.В.
Боровик.

7.

Последовательность
событий

Исследование
процессов мышления

Бернштейн
АН.

Коррекционно­
развивающие занятия
Шарохина В.Л.

8.

Почини коврик

Исследование
мышления

Забрамная
с.д.,

«От диагностики к
развитию»

9.

Исключение
лишнего

Исследование
мышления

Забрамная
с.д.,

«От диагностики к
развитию»

10

Установление
закономерностей

Исследование
мышления

Забрамная
с.д.,

«От диагностики к
развитию»

2.6. Методические материалы
- методы организации чувственного восприятия (наглядные);
- методы организации мыслительной деятельности (словесные; методы
организации практической деятельности (практические).
- здоровье-сберегаюгцая технология (дыхательная гимнастика, пальчиковая
гимнаст, подвижные игры; динамическая пауза);
- релаксация; технологии обучения самомассажа; игротерапия; арт-терапия;
психогимнастика
Формами организации учебных занятий являются:
- индивидуальные;
- групповые.
По направлению образовательного процесса:
- познавательные;
- развивающие.
Алгоритм учебного занятия:
1 часть. Вводная. Организованный момент, настраивающий на работу.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений.
3 часть. Заключительная. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.
М.,2015.
2.
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. М., 2014
3.
Антошина М.А., Большакова И.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С.
Работа психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском
саду. -2010. - №2. - С. 88-92.
4.
Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб, 2015.
5.
Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина, 2013.
6.
Ганичева
И.В.
Телесно-ориентированные
подходы
к
психокоррекционной и
развивающей работе с детьми. - М., 2017.
7.
Горячева Т.Г., Султанова А.С.Сенсомоторная
коррекция при
психосоматических расстройствах в детском возрасте // Бихевиорально-когнитивная
психотерапия детей и подростков / Ред. Ю.С. Шевченко. - СПб., 2016. - С. 465-490.
8.
Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М.:
Издательский центр “Академия”, 2016.
9.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2014.
10.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.:
Медицина Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб, 2018.
11.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового
возраста / под. ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2010.
12.
Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя
диагностика и коррекция. М., 2016.
13.
Мураяма С. //Вопросы психологии, 2015, №6, с. 140-147.
14.
.Обучение детей с задержкой психического развития. Под Ред. В. И.
Лубовского. Смоленск, 2010.
15.
Пугач В.Н. Создание инфраструктуры по повышению эффективности
обучения и социальной адаптации детей. Материалы конференции, 6-8.11.2014 г. Екатеринбург, 2016. - С. 245-250.
16.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. - М., 2002. - С. 175.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025год

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025 учебный год
План мероприятий по противодействию коррупции на 2024-2025 уч.год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».